23.06.2016

Миссия космического радиотелескопа «Спектр-Р» продлена до 2018 года

Решением Государственной комиссии эксплуатация космического аппарата «Спектр-Р» в рамках проекта «Радиоастрон» продлена до 2018 года, о чём сообщает Роскосмос.

НПО им. С.А. Лавочкина

«Радиоастрон» — это международная инициатива по проведению фундаментальных астрофизических исследований в радиодиапазоне электромагнитного спектра. Основной частью проекта является космический радиотелескоп «Спектр-Р», созданный в НПО им. С.А. Лавочкина на базе космической платформы «Навигатор». Спектр-Р работает на высокоэллиптической орбите — около 350 тыс. км от Земли. Аппарат совместно с земными радиотелескопами образует единый радиоинтерферометр со сверхбольшой базой.

В июне 2016-го завершается третий год открытой программы наблюдений «Радиоастрона». А с июля участники проекта приступают к реализации четвёртого года открытой научной программы, наблюдения в рамках которой будут проводиться до июня 2017-го.

В новой программе — исследования внутренних областей ядер активных галактик и их магнитных полей; слежение за наиболее яркими квазарами; изучение облаков водяного пара во Вселенной, пульсаров и межзвездной среды; гравитационный эксперимент и т. д.

НПО им. С.А. Лавочкина

Нужно отметить, что с помощью аппарата «Спектр-Р» сделано немало научных открытий. В частности, с помощью российской космической обсерватории исследователи объявили об открытии экстремальной яркости ядра квазара 3С273 в созвездии Девы (квазар имеет температуру от 10 до 40 триллионов градусов, что примерно в десять раз выше значений, которые допускает теория). Кроме того, высокое разрешение «Радиоастрона» позволило учёным с помощью квазара 3C273 получить «рентгеновский снимок» нашей Галактики.

Сообщалось также о получении «Радиоастроном» изображения центра галактики BL Lacertae с экстремальным угловым разрешением в 20 микросекунд дуги, обнаружении ударных волн и спирального магнитного поля в основании джета галактики.