19.06.2016

В звёздном скоплении Мессье 67 обнаружен «избыток» гигантских планет

Европейская Южная Обсерватория (ESO, European Southern Observatory) сообщает о том, что международная группа астрономов зафиксировала в звёздном скоплении Мессье 67 гораздо больше планет типа «горячий Юпитер», чем ожидалось.

В звёздном скоплении Мессье 67 обнаружен «избыток» гигантских планет

«Горячий Юпитер» — гигантская экзопланета с массой более трети массы Юпитера. «Горячими» такие объекты называются потому, что расположены очень близко от своих материнских звёзд, о чем свидетельствуют их периоды обращения (их «год»), продолжающиеся меньше десяти дней. Это очень сильно отличает их от того Юпитера, который мы знаем в нашей Солнечной системе — на нём год длится примерно 12 земных лет и температура гораздо ниже, чем на Земле.

Мессье 67 — это рассеянное звёздное скопление в созвездии Рака. Объект был открыт Иоганном Готфридом Кёлером в 1779 году, а его возраст оценивается в 3,2–5,0 миллиарда лет.

Избыток «горячих Юпитеров» в скоплении может объясняться тем, что звёзды там расположены гораздо теснее и планетные системы соседних звёзд могут взаимодействовать друг с другом.

В звёздном скоплении Мессье 67 обнаружен «избыток» гигантских планет

Астрономы считают очень маловероятным, что экзотические планеты-гиганты образовались там же, где они сейчас наблюдаются: в столь тесном соседстве с материнской звездой условия для формирования юпитероподобных планет крайне неподходящие. Скорее всего, они появились гораздо дальше от своей звезды, как и Юпитер в Солнечной системе, но затем почему-то придвинулись к материнской звезде совсем близко и из далёких и холодных гигантов стали горячими.

Пока, впрочем, не ясно, что стало причиной миграций. По мнению учёных, наиболее вероятный механизм данного процесса — это тесные взаимодействия с соседними звездами, или даже с планетами соседних планетных систем. Тогда получается, что непосредственное окружение планетной системы может очень серьёзно повлиять на её эволюцию.