28.02.2016

Учёные из DZero нашли таинственный тетракварк

Несмотря на то, что кольцевой ускоритель частиц Тэватрон Национальной лаборатории имени Энрико Ферми завершил работу ещё в 2011 году, учёные до сих пор расшифровывают результаты его деятельности. Физики из группы Dzero анонсировали открытие новой частицы, которая, по их мнению, относится к экзотическому семейству так называемых тетракварков.

Symmetry Magazine

Первоначально исследователи сомневались, что перед ними именно новая частица. Как отметил представитель DZero Дмитрий Денисов (наш соотечественник), только после серии перекрёстных проверок удалось установить, что наблюдаемый сигнал действительно нельзя объяснить фоновыми или другими известными процессами. Свои результаты учёные опубликовали в авторитетном издании Physical Review Letters.

Symmetry Magazine

Впервые предложенные в 1964 году Мюрреем Гелл-Маном и Джорджем Цвейгом, кварки являются самыми маленькими из известных компонентов материи. Обычно они объединяются в группы по два или три кварка, формируя субатомные частицы. Например, протон и нейтрон представляют собой комбинации из трёх кварков. Длительное время считалось, что кварки существуют только в комбинациях по два или три, хотя Гелл-Ман предсказал частицы, состоящие из четырёх и даже пяти кварков. В 2003 году японские физики обнаружили тетракварки. С тех пор обнаружены и другие тетракварки. Среди недавних открытий можно выделить тетракварк, обнаруженный в Большом адронном коллайдере в 2014 году.

Новый тетракварк, найденный DZero, получил имя X(5568). Он выделяется среди предшественников. Известные тетракварки включают как минимум два кварка одного «аромата». А X(5568) имеет четыре кварка разных «ароматов»: нижний, верхний, странный и прелестный.

Исследователям предстоит ещё много работы по изучению новой частицы, в частности, нужно будет выяснить структуру тетракварка и его свойства.