18.09.2016

Обнаружена «голодающая» чёрная дыра в центре далёкой галактики

Европейская Южная Обсерватория (ESO) сообщает о том, что международной группе астрономов удалось объяснить загадочные изменения в поведении сверхмассивной чёрной дыры в центре далёкой галактики с обозначением Markarian 1018.

Обнаружена «голодающая» чёрная дыра в центре далёкой галактики

Установлено, что многие галактики имеют очень яркое ядро, свечение которого объясняется наличием в нём сверхмассивной чёрной дыры. Считается, что яркое сияние объясняется очень сильным нагревом вещества при падении на чёрную дыру: такой процесс называется аккрецией.

Однако у некоторых галактик наблюдаются резкие изменения их типа свечения в течение небольшого по космическим меркам периода времени. Markarian 1018 как раз и является одним из таких объектов. Причём за последние годы эта галактика изменила свой тип дважды, в течение последних пяти лет вернувшись в первоначальное состояние.

Обнаружена «голодающая» чёрная дыра в центре далёкой галактики

Наблюдения, выполненные с использованием Очень Большого Телескопа ESO, космического телескопа «Хаббл» и рентгеновской обсерватории NASA «Чандра», позволили установить, чем именно объясняются резкие изменения яркости Markarian 1018.

Учёные пришли к выводу, что чёрная дыра медленно снижала свой блеск потому, что ей стало недоставать аккрецируемого вещества. Возможно, «голодание» вызвано тем, что приток вещества чем-то прерывается. Специалисты также говорят, что чёрная дыра в центре Markarian 1018 может оказаться двойной, ведь эта галактика является продуктом слияния двух галактик, в центре каждой из которых, вполне вероятно, находилась сверхмассивная чёрная дыра.