15.09.2016

Российские учёные предлагают лечить незаживающие раны холодной плазмой

Российские специалисты обнаружили, что облучение клеток холодной плазмой приводит к их регенерации и омоложению: это открытие может помочь в лечении незаживающих ран.

Исследования проводились учёными из МФТИ, Объединённого института высоких температур РАН и Научно-исследовательского института эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи. Специалисты говорят, что незаживающие раны — это настоящая проблема для медиков, сильно осложняющая курс лечения. Такие раны могут быть результатом серьёзных недугов, ослабленного иммунитета и пр. Причём их лечение обычными методами очень проблематично, а иногда и невозможно.

Российские учёные предлагают лечить незаживающие раны холодной плазмой

Генератор низкотемпературной плазмы: А: 1 — поток газа, 2 — микроволновый электрод, 3 — плазменная струя, 4 — источник питания, 5 — заземление; Б: 6 — металлический корпус, 7 — питание, 8 — струя плазмы. Иллюстрация МФТИ

Для ускорения процесса регенерации тканей предлагается использовать холодную плазму атмосферного давления, которая представляет собой частично ионизированный газ (доля заряженных частиц в газе составляет около 1 %). Её применение в области биологии и медицины стало возможным с момента появления генераторов, производящих плазму при температуре 30–40 °C.

Исследования показали, что процесс заживления ран при применении плазмы зависит от способа обработки клеток — интервала между облучениями и общего количества облучений. В частности, выяснилось, что в образцах фибробластов (клетки соединительной ткани), обработанных однократно и двукратно, количество клеток увеличилось на 42,6 % и 32,0 % соответственно по сравнению с контрольной группой клеток, не подвергавшихся облучению. Иными словами, воздействие плазмы при таком облучении несёт регенерационный характер.

МФТИ

В дальнейшем учёные планируют провести дополнительные исследования для понимания молекулярного механизма воздействия плазмы на клетки, а также изучить эффективность лечения с учётом возраста пациента.