29.07.2016

Открыт новый тип экзотических двойных звёзд

Европейская Южная Обсерватория (ESO) сообщила о том, что астрономам удалось открыть уникальную двойную звёздную систему, которая ведёт себя совершенно необычным образом.

Система AR Scorpii в представлении художника

Объект AR Scorpii (сокращенно AR Sco) находится в созвездии Скорпиона в 380 световых годах от Земли. В состав системы входит быстровращающийся белый карлик, который по размерам сравним с Землёй, но при этом является в 200 000 раз более массивным. Второй компонент — холодный красный карлик массой в одну треть солнечной.

Уникальность AR Scorpii заключается в том, что обладающий сильным магнитным полем и быстро вращающийся белый карлик ускоряет электроны почти до скорости света. Когда эти высокоэнергетические частицы несутся в пространстве, они испускают излучение в виде узкого направленного луча, который как бы «хлещет» по поверхности холодного красного компаньона. В результате система в целом каждые 1,97 минут испускает мощное пульсирующее излучение в диапазоне от ультрафиолета до радиоволн.

Открыт новый тип экзотических двойных звёзд

Широкоугольный снимок окрестности экзотической двойной системы

Система AR Scorpii впервые наблюдалась в начале 1970-х, и тогда регулярные флюктуации яркости привели к её неверной классификации в качестве одиночной переменной звезды. Новые наблюдения, проведённые с помощью ряда наземных и космических телескопов, включая Очень Большой Телескоп ESO, позволили раскрыть истинную сущность системы.

При этом учёные пока не могут сказать, что является источником ускоряемых электронов — не ясно, связан ли он с белым карликом или с его более холодным компаньоном.